четверг, 9 мая 2013 г.

"Спасибо деду за Победу"...

Все это очень сложно. Это не может быть благодарностью только одному человеку. И я очень не хочу сейчас скатиться в критику режима и пр.

Тем не менее, один мой прадед был мобилизован в РККА и под соусом "мужчины — на фронт" посажен в поезд и отправлен на... строительство заводов в Челябинске. Все ехали Родину защищать, пока кто-то не заметил, что поезд идет не на запад, а на восток. Другой прошел несколько фронтов и выжил в "ржевской мясорубке". О том, что это такое я узнала из его стихотворения уже во взрослом возрасте, когда, наткнувшись на непонятное словосочетание, полезла в Википедию. Когда моя мама росла, он о войне вообще ничего не рассказывал, говорил только: "Это очень страшно". При этом жены и сестры и сестры жен ссылались, одни воспитывали детей, работали на заводах в три смены. Я не могу не быть благодарна всем им за то, что делали свое дело, не щадя живота... и при этом очень отчетливо хочу, чтобы никому из моих близких больше никогда не пришлось платить такую цену просто за улыбки и жизнь своих детей.

 

Иногда мне кажется, что половину уроков истории по теме СССР можно было бы заменить на интервью с членами семьи. Гораздо сложнее и важнее прожить и обсудить некоторые вещи с друзьями, чем зазубрить на оценку. Вопрос в том, не поздно ли это для родителей современных подростков? Помню, курса после первого в походе разговорились про дедов: у каждого кто-то был на фронте, кто-то репрессирован. А мальчик-Миша помолчал-помолчал и тихо сказал: "А у нас в гараже черная волга стоит. У меня прадед был следователем". И дружить с Мишей от этого никто не перестал. Но это было важно... И мир в очередной раз стал таким тесным: чьи-то бабушки жили в одном городе, чьи-то дедушки вместе сидели, чьи-то отцы вместе строили... This big small world! Почему-то в школе мне никто не создавал подобных прецедентов. И почему-то нужно было ограничиваться тестом по Солженицыну и кратким обсуждением Быкова. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий